В Вологодской области, как и в целом в России, происходит увеличение детей с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, что объективно связано с успехами медицины и большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС.
Все дети с интеллектуальными нарушениями и большинство детей с сенсорными нарушениями имеют ярко выраженное нарушение речевых функций, которое напрямую связано с недоразвитием познавательной деятельности. Именно поэтому в логопедической работе с детьми данных категорий крайне важно использовать специальные методы и приемы, формирующие способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, абстрагированию на основе применения интерактивного оборудования, многократных повторений в различных условиях, развития умения пользоваться речью как средством коммуникации и самостоятельности в общении. Речевые нарушения у таких детей очень стойкие, новые навыки формируются медленно и быстро утрачиваются без подкрепления
Сравнительные исследования особенностей речи дошкольников с различными нарушениями показывают, что дети с интеллектуальными и сенсорными нарушениями имеют самые низкие показатели по всем разделам (Лебедева Т.В., 2020 г., МГППУ, Москва).
Однако при создании определенных условий и организации эффективной логопедической помощи возможно успешное речевое развитие детей данной категории. Важно организовать такую помощь уже на этапе дошкольного детства, что обеспечит развитие у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками, в том числе нормотипичными, и со взрослыми.
В детских садах Вологодской области в связи с расширением практики инклюзивного образования много детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями посещают обычные детские сады, где логопедическая помощь детям отсутствует или оказывается эпизодически (в основном логопеды работают в режиме логопункта с детьми, имеющими отдельные нарушения звукопроизношения).
Опрос педагогов детских садов Вологодской области показал, что педагоги нуждаются в дополнительных знаниях и практических методиках по оказанию логопедической помощи детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Такие знания может дать обучающая программа нашего проекта, проводимая в партнерстве с кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО ЧГУ. Таким образом реализация проекта станет социально значимым звеном в организации системной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Вологодской области и обеспечит доступность образования.