Таким образом в детских садах создаются наиболее благоприятные условия для формирования инклюзивной практики неформальных детских объединений, а именно — создания детских инклюзивных волонтерских отрядов «ОГОНЁК». Социальная значимость и актуальность проекта связана с насущными потребностями семей с особыми детьми, так как дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью нуждаются в различных моделях социальной и образовательной инклюзии. Их уровень психофизического развития варьируется в широком диапазоне — от значительного отставания от нормально развивающихся детей до максимального сближения с условной нормой. Для столь разных детей не может быть эффективной лишь одна, универсальная модель воспитания и обучения. По нашему мнению, объединение детей, родителей и педагогов на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению образовательных мероприятий, досуга и отдыха, продуманная и целенаправленная деятельность отряда по организации добровольчества и общения в группе равных и самостоятельных единомышленников позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности другого человека, ценности инклюзивного образования.
Волонтерство и совместные добрые дела формируют благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможность учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка. В «ОГОНЁК» и взрослые, и дети приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности.
Участники ДИВО «ОГОНЁК» все вместе создают широкий набор примеров поведения в различных ситуациях. Такое интерактивное обучение означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью с окружающей социальной средой. А ведь именно в сфере ближайшего окружения закладываются основы формирования жизненных установок человека, гармоничного взаимодействия с окружающими, развития творческих способностей и создания ситуации успеха для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Детские инклюзивные волонтерские отряды в детских садах будут работать как микросоциум, который содействует воспитанию, обучению, развитию, социальной защите ребенка с особенностями развития. Запланированная деятельность с педагогами позволит обучить их и представить положительный опыт организации ДИВО «ОГОНЁК» в дошкольных учреждениях. Опыт работы детских инклюзивных волонтерских отрядов, практические и методические материалы будут востребованы в педагогическом и родительском сообществе и способствуют развитию добровольчества и практики инклюзивного образования в детских садах Вологодской области.