162627, Вологодская обл.
г. Череповец,
ул. Монтклер, д.9
т. (8202) 59-57-32
sad17sozvezdie@yandex.ru
Описание проекта:
Деятельность проекта направлена на создание службы тьюторского сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, которые нуждаются в поддержке в ситуации пандемии и ограничительных мероприятий.
При построении проекта использовалась технология организации службы персональных помощников, разработанная ГАУ «Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича» Департамента социальной защиты населения г. Москвы и рекомендованная АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
Персональные тьюторы организуют активное индивидуальное сопровождение семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в течение 12 месяцев в 10 округах и районах Вологодской области, что обеспечит оперативный доступ семей к реабилитационным, образовательным и иным услугам, а также сохранение качества их жизни в период пандемии и ограничительных мероприятий.
Предварительный мониторинг потребности в реализации программы «Мой тьютор» позволил определить 15 партнеров – дошкольных образовательных организаций, с помощью которых будут проводиться мероприятия проекта: проведение занятий с детьми, консультирование родителей, психологическая поддержка, информирование о предоставляемых услугах и льготах, привлечение благотворителей для оказания адресной помощи.
Планируется оказать помощь программы тьюторского сопровождения 80 семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Успешную реализацию задач проекта обеспечивают 1) профессиональная команда проекта (5 человек), а также кураторы (5), закрепленные по территориальному признаку за группами семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью для разработки, реализации, мониторинга индивидуального плана работы с семьями, определения потребности в адресной помощи; 2) специалисты, непосредственно работающие с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью в семье (20 человек), привлекаемые на возмездной и безвозмездной основе: они помогают в уходе за ребенком, обучают социально-бытовым навыкам, пользованию техническими средствами, организуют досуг семьи, профильные специалисты (педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы по физической культуре) проводят коррекционно-развивающие и реабилитационные занятия, консультации, используют возможности арттерапии, игротерапии, оказывают профессиональную психологическую поддержку.
Тьторское сопровождение семьи в проекте строится по формуле: обучение + воспитание + понимание настоящего + видение будущего. Комплексный подход позволяет снизить напряженность в связи с ограничениями, связанными с пандемией, карантином, уменьшением общения, доступности услуг. Всего к мероприятиям проекта планируется привлечь не менее 30 специалистов и 25 волонтеров. Активно будут использоваться ресурсы дошкольных образовательных организаций и организаций партнеров.
Социальная значимость проекта
В условиях сложной эпидемиологической ситуации жить и работать всем пришлось по-новому. Сегодня не осталось тех семей, которых бы не коснулись изменения. Семья вынуждена была приспосабливаться и находить возможность поддерживать привычный ритм жизни. Наша работа показывает, что семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, являются особо уязвимой категорией семей, которые нуждаются в индивидуальной поддержке. В банке данных организации сейчас 80 таких семей.
По данным НП "Детский сад и семья" количество запросов на проведение индивидуальных занятий с ребенком на дому, консультирование, сопровождение, адресную помощь у семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью за период с 27.03.2020 по 27.06.2020 увеличилось в 3 раза. Многие дети из таких семей перестали посещать детский сад, что негативно сказалось на их развитии и психическом состоянии. Опрос родителей о доступности и видах услуг, предоставляемых семье, показывает, что предоставляемыми и доступными остались услуги социально-экономического характера: льготы, компенсации, пенсии, ежемесячные выплаты, оплата проезда и т.п.
Существенно снизились количество и качество услуг по коррекции психоэмоциональной и волевой сферы, реабилитационному и психологическому сопровождению семей и совсем не отмечены услуги по адаптивной физической культуре, досуговой деятельности, творческому развитию, логопедические услуги и занятия дефектолога долгое время проводились в онлайн-режиме, что не могло не сказаться на их качестве.
Поддержку семьям по этим вопросам обеспечит работа проекта «Мой тьютор». Социальная значимость проекта заключается в организации комплекса мер, направленных на развитие реабилитационного потенциала детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их интеграцию в среду сверстников и социальную поддержку членов их семей в условиях пандемии и ограничительных мероприятий.
Влияние семьи очень значимо для ребенка, особенно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Именно в семье формируется та социальная роль, которую будет демонстрировать ребенок, ставший взрослым. Поэтому в семье организуется комплексная работа проекта: проведение занятий с детьми, консультирование, психологическая поддержка родителей, помощь в уходе за ребенком, информирование и помощь в решении организационных вопросов, адресная помощь.
На решение указанных социальных проблем направлен наш проект, что определило выбор направлений работы. Содержание проекта согласуется с нормативными документами в сфере образования, ст.79 ФЗ № 273 о возможности детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться на дому по индивидуальным образовательным программам, получать квалифицированную помощь специалистов, методические и развивающие пособия, необходимые технические средства, соответствует приоритетным направлениям деятельности региона по поддержке материнства, отцовства и детства, повышает качество жизни семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
.В процессе деятельности проекта у семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируются позитивные установки на активное участие в социальной и трудовой деятельности, на возможно независимую жизнедеятельность даже в условиях пандемии и ограничительных мероприятий.
Целевые группы проекта
дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
родители детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
педагоги
Цель проекта:
- создание тьюторской службы для активного индивидуального сопровождения и образовательной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в течение 12 месяцев в 10 округах и районах Вологодской области,
- организация комплекса мер, обеспечивающих оперативный доступ семей с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к реабилитационным, образовательным и иным услугам, а также сохранение качества их жизни в период пандемии и ограничительных мероприятий
Задачи проекта
- выявить проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, возникающие в связи с пандемией и введением ограничительных мероприятий для планирования и организации работы, взаимодействия специалистов тьюторской службы;
- оказать квалифицированную профильную помощь (психолог, логопед, дефектолог, инструктор по физической культуре) детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе дистанционно и на дому в условиях пандемии и ограничительных мероприятий;
- обучать семью преодолевать имеющиеся недостатки развития ребенка: знакомить с основами реабилитации в домашних условиях, обучать пользованию бытовыми приборами и специальными вспомогательными техническими устройствами, помогать в уходе за ребенком, организации семейного досуга;
- обеспечить представление интересов семьи в органах государственной власти и иных организациях, информировать семьи об установленных государственных гарантиях, порядках их предоставления, помогать определить пути решения возникающих у них проблем через государственные или общественные структуры;
- способствовать оказанию адресной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, путем передачи необходимых вещей, продуктов, развивающих игр, игрушек, средств ухода за ребенком (оказать адресную помощь не менее, чем 25 семьям).
- обеспечить получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду и в домашних условиях с помощью тьюторов, дистанционного обучения: способствовать налаживанию учебного процесса, реализации программ игротерапии и артерапии;
- провести анонс, презентацию проекта, информационное сопровождение проекта: публикация в печатных изданиях, создание видеоролика, представить мероприятия проекта в СМИ, на сайтах-организаций-партнеров, дошкольных образовательных организаций, родительской общественности
- подвести итоги проекта, систематизировать результаты работы, подготовить электронный сборник методических материалов участников проекта для распространения положительного опыта
Результаты проекта
Семьи с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, в период пандемии и ограничительных мероприятий получат профессиональную тьюторскую поддержку. Детям будет оказана квалифицированная профильная помощь психолога, логопеда, дефектолога, инструктора по физической культуре, проведены реабилитационные и коррекционно-развивающие программы, реализованы индивидуальные маршруты развития ребенка-инвалида. Родители получат услуги психологической поддержки, консультирования, информирования и помощи по организационным вопросам. Будет организован семейный досуг, при необходимости оказана адресная помощь. Семья в проекте не пассивный получатель услуги, а активный участник деятельности. Проект способствует получению дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, налаживанию учебного процесса, формирует позитивные установки жизнедеятельности у семьи и положительное мнение общественности о проектах НКО.
Количественные результаты проекта
количество семей, участвующих в проекте:
80
количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:
80
количество дошкольных образовательных организаций:
15
количество организаций-партнеров (кроме дошкольных образовательных организаций):
5
количество специалистов проекта:
30
количество фотовыставок проекта:
1
количество занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:
500