Активизация деятельности по развитию системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью является государственным приоритетом образовательной политики России и нашего региона, что
отражено в Концепции поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской
области (Постановление Правительства Вологодской области от 29 октября 2018 г. N 977, с изменениями от 20 января
2020 г.). Логопедическая помощь является одним из важнейших аспектов помощи таким детям, так как она
способствует развитию речи и коммуникативных качеств, обеспечивающих дальнейшую успешную социализацию
ребенка в обществе. Однако существует дефицит подготовленных специалистов-логопедов для работы с детьми с
интеллектуальными и сенсорными нарушениями, количество которых в детских садах нашей области значительно.
Несмотря на то, что в области реализуется комплекс мер по поддержке детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, квалифицированная логопедическая помощь остается востребованной. На решение этой
проблемы направлен проект по организации Школы логопедической помощи детям через обучение специалистов:
логопедов и дефектологов и оказание методической поддержки детским садам и родителям. Планируется провести
обучение 30 педагогов, занятия с 150 детьми и мероприятия с 150 родителями на базе 15 детских садов разных районов
Вологодской области. Календарный план проекта включает закупку оборудования, проведение 5 вебинаров, 2
семинаров, 2 тренингов с педагогами, 1500 занятий с детьми, 150 консультаций с родителями. В каждом детском саду
запланировано проведение логопедами заседания родительской школы по развитию речи детей. Проект будет
реализован в сотрудничестве с партнерами - кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВПО ЧГУ и БУ ВО
"Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи". В результате работы 150 детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью и их родители примут участие в мероприятиях проекта, дети получат
квалифицированную логопедическую помощь, улучшат навыки общения со сверстниками и взрослыми. 30 педагогов
повысят квалификацию по вопросам организации логопедической помощи детям с интеллектуальными и сенсорными
нарушениями и помогут организовать ее в других детских садах Вологодской области. Проект востребован в
дошкольных учреждениях области, способствует продвижению инклюзивного образования и развитию сетевых форм
реализации образовательных программ, необходимых для таких детей. Значимым мероприятием проекта станет
выступление участников проекта (логопедов и родителей) на Круглом столе, организованном в рамках проведения VI
Региональной межведомственной конференции "Жизнь без барьеров" в Череповце в ноябре 2021 г. Мероприятия и
результаты проекта будут постоянно освещаться и транслироваться на сайте проекта, в группах в социальных сетях,
через публикацию в печатном издании, создание видеоролика и издание электронного сборника материалов участников
проекта.
 
Сроки реализации: с 01.09.2021 по 31.08.2022
 
Цели проекта:
Разработка системы эффективной логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и
сенсорными нарушениями путем обучения специалистов и оказания методической поддержки на базе 15 дошкольных
образовательных учреждений Вологодской области
Организация работы педагогов, направленной на развитие и коррекцию речевого развития детей дошкольного возраста с
интеллектуальными и сенсорными нарушениями, в дошкольных образовательных учреждениях Вологодской области
 
Задачи проекта:
- провести образовательные мероприятия (семинары, вебинары, тренинги) по повышению квалификации специалистов
детских садов в вопросах оказания логопедической помощи детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями
(детям с умственной отсталостью, задержкой психического развития, синдромом Дауна, слабовидящим и слепым,
слабослышащим и глухим, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- обеспечить специалистов (учителей-логопедов и учителей-дефектологов) методическими материалами по вопросам
оказания логопедической помощи детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями;
- создать условия (организовать оснащение логопедических кабинетов, приобрести минимальное оборудование) для
оказания эффективной и доступной логопедической помощи детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями в
15 дошкольных образовательных учреждениях разных районов Вологодской области;
- способствовать получению детьми с интеллектуальными и сенсорными нарушениями качественной логопедической
помощи на базе детских садов (организовать проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий);
- организовать взаимодействие с родителями для оказания эффективной логопедической помощи детям с
интеллектуальными и сенсорными нарушениями (провести индивидуальные консультации и Родительскую школу);
- способствовать систематизации результатов и распространению положительного опыта проекта (размещать материалы
проекта на сайте организации, в группах в социальной сети ВК, организовать публикацию в периодическом печатном
издании, снять видеоролик о проекте, провести Круглый стол участников проекта, подготовить электронный сборник
методических материалов и распространить его в педагогическом сообществе региона).
 
Методическое сопровождение проекта:
1. Логопедическая работа с детьми, имеющими глубокие зрительные нарушения: методическое пособие/Наталия
Мёдова; Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями
жизнедеятельности; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2015. – 40 с.;
21 см. – (В помощь реабилитологу). Методическое пособие. 2. Программа коррекционной (логопедической) работы в
рамках адаптированной основной программы дошкольного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), АПК РАО, 2018. 3. Логопедическая работа в образовательных организациях и
учреждениях здравоохранения: Учеб. пособие / Н.А. Борисова, Г.М. Галактионова, Т.В. Гудина и др.; под ред. Т.В.
Захаровой. Череповец: Череп. гос. ун-т, 2017. 100 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=37213885