image001Ведение раздела осуществляется при поддержке гранта, предоставленного Благотворительным фондом "Абсолют-Помощь".

Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями в
детских садах Вологодской области "Логопеды-детям!"

Сборник методических материалов "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды - детям!" 2022 г.

В Вологодской области, как и в целом в России, происходит увеличение детей с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, что объективно связано с успехами медицины и большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС. Все дети с интеллектуальными нарушениями и большинство детей с сенсорными нарушениями имеют ярко выраженное нарушение речевых функций, которое напрямую связано с недоразвитием познавательной деятельности.
Именно поэтому в логопедической работе с детьми данных категорий крайне важно использовать специальные методы и приемы, формирующие способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, абстрагированию на основе применения интерактивного оборудования, многократных повторений в различных условиях, развития умения пользоваться речью как средством коммуникации и самостоятельности в общении. Речевые нарушения у таких детей очень стойкие, новые навыки формируются медленно и быстро утрачиваются без подкрепления. Сравнительные исследования особенностей речи дошкольников с различными нарушениями показывают, что дети с интеллектуальными и сенсорными нарушениями имеют самые низкие показатели по всем разделам (Лебедева Т.В., 2020 г., МГППУ, Москва). Однако при создании определенных условий и организации эффективной логопедической помощи возможно успешное речевое развитие детей данной категории. Важно организовать такую помощь уже на этапе дошкольного детства, что обеспечит развитие у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками, в том числе нормотипичными, и со взрослыми. В детских садах Вологодской области в связи с расширением практики инклюзивного образования много детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями посещают обычные детские сады, где логопедическая помощь детям отсутствует или оказывается эпизодически (в основном логопеды работают в режиме логопункта с детьми, имеющими отдельные нарушения звукопроизношения). Опрос педагогов детских садов Вологодской области показал, что педагоги нуждаются в дополнительных знаниях и практических методиках по оказанию логопедической помощи детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Такие знания может дать обучающая программа нашего проекта, проводимая в партнерстве с кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО ЧГУ. Таким образом реализация проекта станет социально значимым звеном в организации системной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Вологодской области и обеспечит доступность образования.

Учитель-дефектолог Селезнева Ирина Сергеевна МАДОУ «Детский сад № 17» провела ряд занятий по закреплению знаний о гласных звуках и буквах в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Занятия проведены в рамках областного проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды - детям" при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

 

kr JuNxINR1Учитель-дефектолог Селезнева Ирина Сергеевна МАДОУ "детский сад № 17" провела индивидуальное занятие с Пашей Р. на закрепление знаний пройденного материала по ФЭМП.
Занятие проведено в рамках областного проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды - детям" при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

IM7hrBOzdI1Учитель-дефектолог МАДОУ "Детский сад №85" Воронина Марина Николаевна провела мастер-класс для родителей на тему: "Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет с ОВЗ". Цель мероприятия: повышение родительской компетентности в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Мероприятие проведено в рамках областного проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды - детям" при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

6Cvp aHAIG1Учитель-дефектолог МАДОУ "Детский сад №85" г. Череповца Клокова Наталья Александровна провела групповое занятие по развитию речи. Тема: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "Новый год на пороге". Занятие проведено в рамках областного проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды - детям" при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

3OSNguQnEt1В МДОУ "Тоншаловский детский сад "Солнышко" учитель-логопед Прудова С.А. провела ряд занятий: "Звук Л", "Звук К", "Овощи. Звук О", "Одежда". Занятия проведены в рамках областного проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды-детям" при поддержке благотворительного фонда "Абсолют-помощь".