image001Ведение раздела осуществляется при поддержке гранта, предоставленного Благотворительным фондом "Абсолют-Помощь".

Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями в
детских садах Вологодской области "Логопеды-детям!"

Сборник методических материалов "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды - детям!" 2022 г.

В Вологодской области, как и в целом в России, происходит увеличение детей с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, что объективно связано с успехами медицины и большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС. Все дети с интеллектуальными нарушениями и большинство детей с сенсорными нарушениями имеют ярко выраженное нарушение речевых функций, которое напрямую связано с недоразвитием познавательной деятельности.
Именно поэтому в логопедической работе с детьми данных категорий крайне важно использовать специальные методы и приемы, формирующие способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, абстрагированию на основе применения интерактивного оборудования, многократных повторений в различных условиях, развития умения пользоваться речью как средством коммуникации и самостоятельности в общении. Речевые нарушения у таких детей очень стойкие, новые навыки формируются медленно и быстро утрачиваются без подкрепления. Сравнительные исследования особенностей речи дошкольников с различными нарушениями показывают, что дети с интеллектуальными и сенсорными нарушениями имеют самые низкие показатели по всем разделам (Лебедева Т.В., 2020 г., МГППУ, Москва). Однако при создании определенных условий и организации эффективной логопедической помощи возможно успешное речевое развитие детей данной категории. Важно организовать такую помощь уже на этапе дошкольного детства, что обеспечит развитие у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками, в том числе нормотипичными, и со взрослыми. В детских садах Вологодской области в связи с расширением практики инклюзивного образования много детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями посещают обычные детские сады, где логопедическая помощь детям отсутствует или оказывается эпизодически (в основном логопеды работают в режиме логопункта с детьми, имеющими отдельные нарушения звукопроизношения). Опрос педагогов детских садов Вологодской области показал, что педагоги нуждаются в дополнительных знаниях и практических методиках по оказанию логопедической помощи детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Такие знания может дать обучающая программа нашего проекта, проводимая в партнерстве с кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО ЧГУ. Таким образом реализация проекта станет социально значимым звеном в организации системной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Вологодской области и обеспечит доступность образования.

3njGjODsE7QУчитель-логопед Грязнова Марина Анатольевна МАДОУ "Детский сад № 38" провела групповое занятие с Ваней К. Тема: "Автоматизация звука Ш".
Занятие проведено в рамках областного проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды - детям" при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-помощь».

p-qj8hO2AF1Учитель-дефектолог Селезнева Ирина Сергеевна МАДОУ "Детский сад № 17" провела индивидуальное занятие с Лизой С. с помощью авторского пособия "Тактильные цифры" по формированию элементарных математических представлений.
Занятие проведено в рамках областного проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды-детям" при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

vUDTG5-0jb1Учитель-дефектолог Смирнова Евгения Геннадьевна МАДОУ "Детский сад №85" провела занятие по развитию речи в рамках проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды-детям" при поддержке благотворительного фонда "Абсолют-помощь". Тема занятия: "Строим дом".

9mZLTKkFps1Приближается праздник - день защитников Отечества. А в древней Руси защитники были - богатыри. Учитель-дефектолог Селезнева Ирина Сергеевна МАДОУ "Детский сад № 17" провела занятие по ОЗМ на тему: "Богатыри на Руси".
Занятие проведено в рамках областного проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды-детям" при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

zMAFWqdsp-1Учитель-дефектолог Быстрова Юлия Александровна МАДОУ "Детский сад №85" провела родительскую встречу на тему "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях" Цель: ознакомление родителей с понятием артикуляционная гимнастика. Встреча проведена в рамках проекта "Школа логопедической помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями "Логопеды-детям" при поддержке благотворительного фонда "Абсолют-помощь"