162612, Вологодская обл.

г. Череповец, 

ул. Первомайская, д.28 

т. (8202) 59-57-32

 sad17sozvezdie@yandex.ru

Программа тьюторского сопровождения семей с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в детских садах Вологодской области в условиях пандемии и ограничительных мероприятий

Описание проекта:

Деятельность проекта направлена на создание службы тьюторского сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, которые нуждаются в поддержке в ситуации пандемии и ограничительных мероприятий.

При построении проекта использовалась технология организации службы персональных помощников, разработанная ГАУ «Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича» Департамента социальной защиты населения г. Москвы и рекомендованная АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Персональные тьюторы организуют активное индивидуальное сопровождение семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в течение 12 месяцев в 10 округах и районах Вологодской области, что обеспечит оперативный доступ семей к реабилитационным, образовательным и иным услугам, а также сохранение качества их жизни в период пандемии и ограничительных мероприятий.

Предварительный мониторинг потребности в реализации программы «Мой тьютор» позволил определить 15 партнеров – дошкольных образовательных организаций, с помощью которых будут проводиться мероприятия проекта: проведение занятий с детьми, консультирование родителей, психологическая поддержка, информирование о предоставляемых услугах и льготах, привлечение благотворителей для оказания адресной помощи.

Планируется оказать помощь программы тьюторского сопровождения 80 семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Успешную реализацию задач проекта обеспечивают 1) профессиональная команда проекта (5 человек), а также кураторы (5), закрепленные по территориальному признаку за группами семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью для разработки, реализации, мониторинга индивидуального плана работы с семьями, определения потребности в адресной помощи; 2) специалисты, непосредственно работающие с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью в семье (20 человек), привлекаемые на возмездной и безвозмездной основе: они помогают в уходе за ребенком, обучают социально-бытовым навыкам, пользованию техническими средствами, организуют досуг семьи, профильные специалисты (педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы по физической культуре) проводят коррекционно-развивающие и реабилитационные занятия, консультации, используют возможности арттерапии, игротерапии, оказывают профессиональную психологическую поддержку.

Тьторское сопровождение семьи в проекте строится по формуле: обучение + воспитание + понимание настоящего + видение будущего. Комплексный подход позволяет снизить напряженность в связи с ограничениями, связанными с пандемией, карантином, уменьшением общения, доступности услуг. Всего к мероприятиям проекта планируется привлечь не менее 30 специалистов и 25 волонтеров. Активно будут использоваться ресурсы дошкольных образовательных организаций и организаций партнеров.

 

География проекта Вологодская область.: г. Вологда (3 организации), г. Череповец (3 организации), Череповецкий муниципальный район (1 организация), п. Шексна (1 организация), г. Сокол (2 организации), г. Устюжна (1 организация), г. Бабаево (1), г. Великий Устюг (1), г. Грязовец (1), п. Вохтога (1). Всего 15 дошкольных образовательных учреждений - партнеров.

 

Социальная значимость проекта

В условиях сложной эпидемиологической ситуации жить и работать всем пришлось по-новому. Сегодня не осталось тех семей, которых бы не коснулись изменения. Семья вынуждена была приспосабливаться и находить возможность поддерживать привычный ритм жизни. Наша работа показывает, что семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, являются особо уязвимой категорией семей, которые нуждаются в индивидуальной поддержке. В банке данных организации сейчас 80 таких семей.

По данным НП "Детский сад и семья" количество запросов на проведение индивидуальных занятий с ребенком на дому, консультирование, сопровождение, адресную помощь у семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью за период с 27.03.2020 по 27.06.2020 увеличилось в 3 раза. Многие дети из таких семей перестали посещать детский сад, что негативно сказалось на их развитии и психическом состоянии. Опрос родителей о доступности и видах услуг, предоставляемых семье, показывает, что предоставляемыми и доступными остались услуги социально-экономического характера: льготы, компенсации, пенсии, ежемесячные выплаты, оплата проезда и т.п.

Существенно снизились количество и качество услуг по коррекции психоэмоциональной и волевой сферы, реабилитационному и психологическому сопровождению семей и совсем не отмечены услуги по адаптивной физической культуре, досуговой деятельности, творческому развитию, логопедические услуги и занятия дефектолога долгое время проводились в онлайн-режиме, что не могло не сказаться на их качестве.

Поддержку семьям по этим вопросам обеспечит работа проекта «Мой тьютор». Социальная значимость проекта заключается в организации комплекса мер, направленных на развитие реабилитационного потенциала детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их интеграцию в среду сверстников и социальную поддержку членов их семей в условиях пандемии и ограничительных мероприятий.

Влияние семьи очень значимо для ребенка, особенно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Именно в семье формируется та социальная роль, которую будет демонстрировать ребенок, ставший взрослым. Поэтому в семье организуется комплексная работа проекта: проведение занятий с детьми, консультирование, психологическая поддержка родителей, помощь в уходе за ребенком, информирование и помощь в решении организационных вопросов, адресная помощь.

На решение указанных социальных проблем направлен наш проект, что определило выбор направлений работы. Содержание проекта согласуется с нормативными документами в сфере образования, ст.79 ФЗ № 273 о возможности детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться на дому по индивидуальным образовательным программам, получать квалифицированную помощь специалистов, методические и развивающие пособия, необходимые технические средства, соответствует приоритетным направлениям деятельности региона по поддержке материнства, отцовства и детства, повышает качество жизни семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

.В процессе деятельности проекта у семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируются позитивные установки на активное участие в социальной и трудовой деятельности, на возможно независимую жизнедеятельность даже в условиях пандемии и ограничительных мероприятий.

 

Целевые группы проекта

дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

родители детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

педагоги

Цель проекта:

- создание тьюторской службы для активного индивидуального сопровождения и образовательной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в течение 12 месяцев в 10 округах и районах Вологодской области,

- организация комплекса мер, обеспечивающих оперативный доступ семей с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к реабилитационным, образовательным и иным услугам, а также сохранение качества их жизни в период пандемии и ограничительных мероприятий

Задачи проекта

- выявить проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, возникающие в связи с пандемией и введением ограничительных мероприятий для планирования и организации работы, взаимодействия специалистов тьюторской службы;

- оказать квалифицированную профильную помощь (психолог, логопед, дефектолог, инструктор по физической культуре) детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе дистанционно и на дому в условиях пандемии и ограничительных мероприятий;

- обучать семью преодолевать имеющиеся недостатки развития ребенка: знакомить с основами реабилитации в домашних условиях, обучать пользованию бытовыми приборами и специальными вспомогательными техническими устройствами, помогать в уходе за ребенком, организации семейного досуга;

- обеспечить представление интересов семьи в органах государственной власти и иных организациях, информировать семьи об установленных государственных гарантиях, порядках их предоставления, помогать определить пути решения возникающих у них проблем через государственные или общественные структуры;

- способствовать оказанию адресной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, путем передачи необходимых вещей, продуктов, развивающих игр, игрушек, средств ухода за ребенком (оказать адресную помощь не менее, чем 25 семьям).

- обеспечить получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду и в домашних условиях с помощью тьюторов, дистанционного обучения: способствовать налаживанию учебного процесса, реализации программ игротерапии и артерапии;

- провести анонс, презентацию проекта, информационное сопровождение проекта: публикация в печатных изданиях, создание видеоролика, представить мероприятия проекта в СМИ, на сайтах-организаций-партнеров, дошкольных образовательных организаций, родительской общественности

- подвести итоги проекта, систематизировать результаты работы, подготовить электронный сборник методических материалов участников проекта для распространения положительного опыта

 

Результаты проекта

Семьи с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, в период пандемии и ограничительных мероприятий получат профессиональную тьюторскую поддержку. Детям будет оказана квалифицированная профильная помощь психолога, логопеда, дефектолога, инструктора по физической культуре, проведены реабилитационные и коррекционно-развивающие программы, реализованы индивидуальные маршруты развития ребенка-инвалида. Родители получат услуги психологической поддержки, консультирования, информирования и помощи по организационным вопросам. Будет организован семейный досуг, при необходимости оказана адресная помощь. Семья в проекте не пассивный получатель услуги, а активный участник деятельности. Проект способствует получению дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, налаживанию учебного процесса, формирует позитивные установки жизнедеятельности у семьи и положительное мнение общественности о проектах НКО.

Количественные результаты проекта

количество семей, участвующих в проекте:

80

количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

80

количество дошкольных образовательных организаций:

15

количество организаций-партнеров (кроме дошкольных образовательных организаций):

5

количество специалистов проекта:

30

количество фотовыставок проекта:

1

количество занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

500